Отечественные IT-компании делятся своим опытом участия в электронных торгах на специализированных площадках России. К чему следует быть готовым новичкам электронной сферы закупок и как избежать трудностей.

Если какая-либо компания захочет найти крупных заказчиков, то лучший способ для этого — участие в тендерах на сайтах госзакупок или закупок частных компаний. Но участникам закупочных процедур приходится проделывать немалую работу, подготавливая свое предложение, анализируя способы снижения цены на услуги, работы или продукцию, доказывая заказчику свою квалификацию.

Сейчас многие крупные компании переводят все свои закупки в электронную форму. Так же поступают и представители сферы высоких технологий. Подтверждением этому служит исследование, проведенное представителями центра электронных торгов B2B-Center, на котором объявляют закупки компании из самых разных отраслей деятельности. Некоторые из поставщиков этой площадки согласились поделиться своим опытом участия в торгах с читателями интернет-ресурса Rusbase. Мы приводим содержание этой статьи.

Ольга Дятловская, занимающая пост директора департамента конкурсных технологий группы «Астерос», рассказала об участии ее компании в закупках, проводимых на B2B-Center, с 2007 года. Переход в сферу электронных торгов был обоснован активным участием в них самих заказчиков. Сегодня спрос на электронные торги не ослабевает, поэтому Дятловская все так же активно использует этот канал получения контрактов с заказчиками.

Для победы в закупочной процедуре приходится приложить немало усилий, уверяет директор «Астероса», для этого необходимо скоординировать четкость и слаженность работы всей команды компании.

Стоит отметить, что заказчиками «Астерос» на электронной торговой площадке B2B-Center выступали такие компании, как «Интер РАО», «Мосэнергосбыт», УК «Роснано», «Вымпелком», «Альфа-Банк», Банк «Возрождение», РКК «Энергия» и другие. «Астерос» выполнял контракты в следующих категориях: «автоматизированные системы управления, измерительные приборы и аппаратура», «телекоммуникации, оборудование связи, интернет, безопасность», «компьютеры, оргтехника и ПО».

Ирина Филиппова из АО «ЭЛВИС-ПЛЮС» работает на торговой электронной площадке с 2010 года. Она рассказывает о сложностях на начальном этапе работы с ними. Сначала фирма решила сотрудничать с ЭТП «Сбербанк-АСТ» и B2B-Center. На первых порах приходилось часто «донимать» службу поддержки площадок с просьбой разъяснить те или другие моменты.

На данный момент АО «ЭЛВИС-ПЛЮС» оперирует на 20 различных ЭТП, на которых заказчики компании объявляют свои конкурсы. Филиппова отмечает, что сейчас участвовать в закупках стало проще — функционал электронных торговых процедур стал нагляднее и понятней новичку. Но и неприятные сюрпризы тоже случаются.

Свой выбор в пользу электронного формата участия в закупках представитель «ЭВИС-ПЛЮС» объясняет тем, что сами заказчики перешли на эту форму торгов. Им же, как исполнителям, оставался выбор — расстаться с заказчиками или изучать новые инструменты закупок.

Сейчас АО «ЭЛВИС-ПЛЮС» старается ежедневно мониторить объявление новых конкурсов на ЭТП по определенным критериям, после чего принимается решение об участии в них.

Филиппова считает, что нынешние непростые экономические условия государства подталкивают к участию в как можно большем количестве конкурсов, чтобы, так сказать, держать себя «на плаву». Также, необходимо расширять предоставляемый спектр услуг. К этим двум целям и стремится компания. Благодаря участию в тендерах, удается оценить собственную конкурентоспособность, увидеть свои слабые стороны, сравнить свои предложения с предложениями конкурентов. Таким образом, сотрудничая с электронными площадками, можно оценить рынок своей сферы и свое место в нем.

Преимуществами ЭТП перед офлайн-площадками Филиппова называет меньшую трудоемкость подготовки конкурсной документации и снижение времени на подготовительный этап. Раньше сотрудникам АО «ЭЛВИС-ПЛЮС» приходилось подготавливать для некоторых своих заказчиков конкурсную заявку, состоящую из 350-450 листов, которую еще следовало отксерить на несколько копий и отсканировать для компьютера. Теперь же нужна только сканированная версия заявки, а ее отправка заказчику занимает полчаса — час. Также на электронных площадках торги более открыты и наглядны всем участникам процесса. Если же отдельно говорить о площадке B2B-Center, то на ней есть полезный функционал — репозитарий, на котором можно хранить стандартную документацию. Это позволяет еще больше сократить времени на подготовку документов, делится своим опытом Флиппова.

Если вы решили воспользоваться примером успешных поставщиков и приняли решение участвовать в электронных закупках, то сразу регистрироваться на нескольких площадках редакторы издания Rusbase не советуют. На первых порах необходимо определиться со стандартными требованиями заказчиков из вашей сферы деятельности, а для этого достаточно регистрации и на одной ЭТП. Так вы сможете проанализировать рынок, узнать о типичных ошибках по отклоненным заявкам конкурентов, оценить свои возможности. И только после этого следует пробовать подавать заявку на участие в тендере, не требующего больших временных и денежных затрат на подготовку. Оценив итоги конкурса, можно двигаться дальше.